Старая Кострома: люди, нравы и сцены провинциальной жизни. Вып. 20Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь первоначально был построен близ старого устья реки Костромы при её впадении в Волгу.

По преданию, монастырь основал около 1330 года татарский мурза Чет, который принял православие и перешёл на службу к Ивану Калите. В этих местах Чет опасно заболел, и во сне или в бреду ему явилась Богородица в сопровождении апостола Филиппа и св. Ипатия. После этого Чет выздоровел и выпросил у Калиты разрешение на постройку монастыря.

Всё бы ничего, да только это предание было создано где-то в середине XVII века, когда Романовы использовали все доступные средства для укрепления полученной недавно власти. Вот и монастырь, из которого Михаил Романов отправился царствовать, следовало облагородить, прославить.

В летописях же Ипатьевский монастырь впервые упоминается в 1432 году, правда, как уже давно существующий.

Ипатьевский монастырь первые два века своего существования был довольно бедным, и только в середине XVI столетия он начал укрепляться и активно застраиваться. Дело в том, что семейство Годуновых приблизилось к царскому двору, — Ирина Годунова стала женой царевича Фёдора Ивановича, — и стремилось подчеркнуть древность своего рода. Было состряпано родство с мурзой Четом, восстановлена (создана?) усыпальница Четов, и Годуновых начали хоронить в как бы родовом монастыре.

Ну, а при Романовых Ипатьевский монастырь стал считаться колыбелью династии, он стал монастырём первого разряда и регулярно получал денежные средства и ценные дары от царской семьи вплоть до самого конца династии. Уже в 1643 году монастырь получил в дар большой соседний участок земли, который был также обнесён каменной стеной с башнями и сразу же начал активно застраиваться.

Зарисовка

В начале XVIII века в Костроме было уже 25 тысяч жителей. Город благоустраивался, и десять больших улиц и две площади, Павловская и Сусанинская, были к этому временны мощёными.

Административно город разделялся тогда на две полицейские части: Александровскую и Константиновскую.

Сусанинская площадь

На Сусанинской площади ежегодно устраивалась ярмарка, где бойкая торговля шла не только в разнообразных балаганах, но и с рук. Под громогласные крики и завывания чем только не торговали: свистульками и пищалками, морским чёртом и тёщиными языками, дешёвыми конфетами множества видов и похабными картинками, дешёвыми брошюрами и лубками.

Большой популярностью пользовались пряники, которые изготовлялись в виде коней, птиц, собак, лошадей, запряжённых в сани, и просто в виде различных орнаментов.

Фёдор Васильевич Чижов

Дворянин Ф. В. Чижов (1811-1877) внёс очень большой вклад в развитие города Костромы и Костромской губернии.

Он был весьма образованным человеком, ездил заграницу, сидел в Петропавловке. Потом занялся бизнесом: разведение шелкопряда, постройка железной дороги от Москвы до Троицко-Сергиевского посада. Затем выкупил у государства убыточную Курскую железную дорогу и преобразовал её в прибыльную. Чижов активно участвовал в банковской и торгово-промышленной жизни Москвы и нажил многомиллионное состояние.

Фёдор Васильевич не тратил деньги на покупку яхт, недвижимости на Лазурном берегу или.

Чижов завещал всё свое огромное состояние народу на строительство и организацию в Костромской губернии промышленных училищ. После его смерти были построены: механико-техническое и химико-техническое училища в Костроме, сельскохозяйственные училища в Кологривове и Чухломе, ремесленное училище в Макарьеве. Отдельно из наследства Чижова был выделен капитал на содержание этих училищ.

А ещё при своей жизни Чижов построил в Костроме родовспомогательное заведение на Царёвской улице.

От современных олигархов таких даров русскому народу не дождаться.

Распутин

В 1913 году одновременно с царской семьёй в Костроме побывал и Григорий Распутин. Он тогда только ещё вошёл в силу при дворе, а так как у костромичей особых связей в Петербурге не было, то этот старец и не привлёк особого внимания местных жителей. Да и большую часть своего времени этот благочестивый старец проводил в Ипатьевском монастыре, общаясь с местным духовенством.

Только значительно позже костромичи узнали, что в их городе тогда гостил сам всемогущий Распутин.

Богомольная Кострома

В начале XX века в Костроме насчитывалось около 45 тысяч жителей, но при этом в городе насчитывалось около тридцати церквей, кафедральный собор с двумя храмами, Ипатьевский монастырь, Богоявленский и Стрый Анастасьинский женские монастыри и десять домовых церквей, в основном, при различных учреждениях.

Кроме того в городе были татарская мечеть, лютеранская кирха на Богоявленской улице, костёл на Ивановской улице и синагога близ Сенной площади.

Не были обойдены и старообрядцы, у которых была моленная и церковь за рекой Костромой. Другие старообрядческие толки имели в городе свои неофициальные моленные благодаря тому, что власти смотрели на это сквозь пальцы.

Вымогатель

Учитель рисования в классической мужской гимназии Дмитрий Николаевич Сизов во время летних каникул брал заказы по части живописи в сельских церквах. В одной из церквей он на куполе изобразил Бога Отца и Святого Духа в виде голубя, разобрал леса и обратился к местному батюшке с просьбой выдать справку (а как же без справки-то!) о соответствии изображения с установленными канонами. Без этого работу не принимали и не оплачивали.

Батюшка в выдаче такой справки почему-то отказал, ссылаясь на то, что сложенная для благословения рука больше походит на кукиш. Сизов очень просил батюшку не заставлять его переписывать руку, так как для этого требуется заново возводить леса, что связано с большими затратами, и предложил ему три рубля, чтобы избежать «смущения». Однако батюшка заартачился, и пришлось Сизову снова сооружать леса.

Через некоторое время, так и не притронувшись кистью к изображению, Сизов пригласил батюшку взглянуть на якобы переделанную работу. Батюшка глянул на «кумпол», благословил окончание трудов и тут же выдал необходимую справку.

Спрятав справку в карман, Сизов произнёс небольшую речь: «Ах ты, сукин сын, проклятый вымогатель, теперь я тебе покажу. Завтра пойду в Консисторию с твоей грамотой и скажу, чтобы прислали посмотреть, как ты благословил оставить кукиш у Бога Отца, так как я ничего не исправлял. Там тебя, толстогривого, сгонят с места, и будешь ты помнить, что заставил меня расходоваться на леса». Батюшка тут же пал ниц и стал просить прощения за свою «гордыню». Сизов потребовал от батюшки покрытия расходов по вторичному сооружению и разборке лесов и за своё харчевание в деревне. Взяв с него красненькую, то есть десять рублей, Сизов благородно простил кающегося, но потребовал сверх того от батюшки угощения обедом, после которого и отбыл в Кострому. Люди и нравы Старой Костромы. Сцены провинциальной жизни. Вып. 19

Комментарии запрещены.

Навигация по записям