История Костромы, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
До XV века на территории Костромского края находились 2 княжества: Галичское и Костромское. В XV Галичские князья спорили с московскими князьями, но в битве за первенство они проиграли. Костромской и Галичский уезды были образованы уже во времена Московского царства.
Но в Смутное время польско-литовскими отрядами были страшно разорены Кострома и Галич. Самым жестким считался отряд пана Лисовского.
Кострома уже в середине XVII века была четвёртым по значению посадом Российского государства.
Именно при Петре I впервые на территории нынешней области произошли первые изменения, а именно отделение друг от друга: в 1708 году при делении страны на губернии были образованы Костромская провинция в Московской губернии и Галицкая провинция в Архангелогородской губернии. Но уже в 1778 году были вновь объединены эти две территории в составе Костромского наместничества, соединено которое было сначала с Ярославским, затем с Нижегородским, а немного позже с Владимирским наместничеством в одно Генерал-губернаторство.
В 1797 году Павел I упразднил генерал-губернаторство Костромское и Владимирское, а на смену Костромского наместничества была организована Костромская губерния, существовавшая в в плоть до 1917 года.
Так же ускорилось культурное и экономическое преобразование Костромы в губернский центр, даже несмотря на пожар, произошедший 1773 и 1779 годах. По генеральному плану город начал застраиваться уже с 1781 года, основой которого была радиально-концентрическая сетка улиц, сходившиеся на большую полуциркульную центральную площадь, раскрывающуюся в сторону Волги.
Расцветом культурного развития ( живопись, архитектура, литература) считается конец XVIII — первая половина XIX века. Развивалась не только Кострома, но и уездные города — Галич, Нерехты, Солигалич. До сих пор украшают центры этих городов уникальные архитектурные ансамбли в стиле классицизма. Ну а в отдалённых окраинах губернии дворянские усадьбы стали очагами культуры.
Но экономическое развитие губернии в эти годы оставляло желать лучшего. В 1770 году в Костроме было 5 суконных мануфактур, в 1792 — к 22 полотняных фабрик прибавилось ещё и 78 фабрично-заводских заведений разных направлений. К 1810 году осталось всего несколько полотняных предприятий, а к началу 50-х годов XIX века уцелела лишь одна мануфактура купца Колодкина.
Бурный экономический рост начался с 1961 года, с отменой крепостного права. Привело это к бурному экономическому росту в Костромской губернии. Уже к началу XX века Костромская губерния выдвинулась на одно из первых мест среди губерний Европейской России, благодаря именно льняной промышленности. Уже в 1912 году на Костромскую губернию приходилось 22 % ткани и 26 % пряжи всего производства льняных фабрик страны. Костромская губерния поставляла много средних и тонких тканей. В стране из общего выпуска этих тканей приходилось на Костромскую губернию около 40 %.
О темпе развития промышленности в начале XX века можно судить по следующим цифрам: c 1901 — 1912 гг. число рабочих увеличилось на 58 %, на 113 % — сумма производства — по данным промышленной переписи 1918 г. А в 1913 г. в губернии на одно предприятие приходилось около 478 рабочих.
Росту промышленности поспособствовало развитие водных путей в центральной губернии. В 1850-х годах возникло большинство крупнейших акционерных пароходных обществ реки Волги и её судоходных притоков. В начале 1860-x по рекам Волжского бассейна ходило около 220 пароходов. С развитием пароходства волжская водная магистраль смогла обеспечивать костромским фабрикантам недорогой сбыт продукции на Нижегородскую ярмарку, а так же доставку сырья из далёких районов страны.
Одной из особенностей развития фабрично-заводской промышленности являлось неравномерное размещение предприятий по территории Костромы. Большинство фабрик и заводов были расположены на юго-западных уездах губернии — Кинешемском и Юрьевецком, Костромском и Нерехтском.
В 1887 году была проведена железная дорога через территорию губернии Нерехта—Кострома, а уже в 1906 г. — Северная железная дорога. Но шоссейные дороги отсутствовали, несмотря на развитую речную транспортную инфраструктуру. Хотя населённые пункты были отдалены не только друг от друга, но и от экономических центров. Железную дорогу довели лишь до правого берега Волги, хотя сама Кострома — губернский центр оказался оторванным от железнодорожной системы: тогда как мостового сообщения с основной частью города не было. В Костромской губернии, вместе с текстильной промышленностью довольно быстро развивалась деревообработка.
Развитие промышленности в губернии не сильно изменило аграрный характер экономики. В 1897 г. исходя из переписи, сельским хозяйством в Костроме было занято 79,5 % населения.
Перед реформой в 1861 г. помещикам принадлежало 2/3 всех самых удобных земель в Костроме.
Но уже в послереформенный период площадь пашни значительно изменилась. По сравнению с 1860 г. к 1912 г. сократилась она на 12 %. Но поля засевались не все: недосевы и пустыри, особенно в озимом поле, в среднем достигали около 11 % всей площади пашни.
В 1944 г. когда была образована Костромская область, это был определенный шанс для края. В состав территории не входили — Кинешма, Юрьевец, Варнавин, Ветлуганаи, т. е. более развитые города южной части бывшей Костромской губернии. Но не смотря на это, они были присоединены к территории бывшей Вологодской губернии — это Павино, Пыщуг, Боговарово, Вохма, которые в последствии составляли северо-восточную окраину Костромской области.
Для экономического развития важным значением было строительство железной дороги Кострома—Галич. Протяженность которого составляла 127 км. В 1956 году она была принята в постоянную эксплуатацию и введена в действие. Вновь построенная железная дорога создала прямой выход для Костромы на северную магистраль, что значительно облегчила проезд от глубинных районов до центральной губернии. Тем самым улучшилась связь отдалённых центров области с Костромской губернией.
В 1965 г. правительством было принято решение начать строительство автопешеходного моста через реку Волгу. Пущен он был в 1970 году; в Костроме же в 1986 г. был введён в действие автопешеходный мост через реку Кострому.
В 1951—1955 гг. были проведены технические реконструкции лесной промышленности. На лесозаготовительных предприятиях за 5 лет значительно возросло число мотовозов и тракторов — в 3 раза; передвижных электростанций в 2,6 раза, а паровозов — в 2 раза. Уровень механизации так же вырос с 40 % до 85 %, на подвозе — с 35 % до 83 %, на вывозке — с 52 % до 78 %.
В 1991 г. после распада СССР, Россия, естественно и Костромская область, испытала определенные трудности перехода к рыночной экономике. Были нарушенные производственные связи, что привело к спаду промышленного производства на 43,2 % в 1994 г. При этом спад затронул именно те отрасли, на которых стоит костромская экономика: машиностроение, текстильную промышленность и деревообработку.
В 1997 г. В. А. Шершунова — новый губернатор Костромской области поспособствовал началу структурных изменений в экономике родной области. Администрация неоднократно предприняла многочисленные активные шаги по выводу области из глубокого кризиса.