Кострома, по заключающимся в ней интересным и прекрасным памятникам архитектуры и художественной старины, давно уже могла бы занять одно из лучших мест в ряду исторических городов России.
«Между тем древности Костромы», говорит автор многих научных трудов о Костромской старине, профессор Н. В. Покровский, «до настоящего времени всё ещё слишком мало изучены и, главное, представлены в изданиях не в соответствии с их значением». Отсутствие этого изучения и изданий, представляющих достойно хотя бы только её архитектурные достопримечательности, и препятствовало в значительной степени тому, что Кострома не была признана до сих пор одним из городов-рассадников художественной культуры.
Всего лет 30 тому назад очень немногие древности Ипатьевского монастыря были изданы (но без подробного объяснительного текста) Императорским обществом любителей древней письменности; несколько фототипических снимков с древностей того же монастыря воспроизведены были в «Вестнике археологии и истории» ещё в 1885 году.
Существовали и подробные описания Ипатьевского монастыря и Успенского собора. из которых лучшее – протоирея Островского. «Но описания эти», говорит Н. В. Покровский, «не только не имеют в виду научной оценки памятников, но и не дают более или менее ясного представления о них, не дают точных фотографических снимков, без которых так трудно ввести археологические памятники в научное обращение». Новейшие исследования, соприкасающиеся с этой областью – прот. Г. Я. Сырцова, И. В. Баженова – имеют характер чисто исторический, касаются художественно-археологической стороны памятников лишь отчасти и также не дают снимков. «И только к IV областному археологическому сьезду в Костроме изданы были наиболее интересные древности многих церквей Костромских; описание это имело систематический характер, так как главною целью было восполнить существенный пробел – отсутствие каких либо указателей Костромских древностей».
Ко времени областного археологического съезда в Костроме в 1909 изданы были и другие сочинения, касавшиеся древнего русского зодчества и разных предметов Костромской старины. Но, как и более ранние издания, труды эти отличались слишком специальным (по большей части историческим) или отрывочным характером описаний; рассматривали главным образом искусство Костромы допетровской эпохи; были за редким исключениями не иллюстрированы; почти всегда неинтересно и даже дурно изданы и, во всяком случае, недоступны пользованию широкой публики, так как являлись изданиями или трудами учёных архивных комиссий, археологических съездов, обществ или институтов.
Сухое, педантичное описание, рассмотрение таких памятников художественной старины, как богатейшие по своим живописным достоинствам стенописи костромских храмов, только с их содержательной (библейской) или исторической стороны, но – вне их колорита, мастерства, концепции, техники и психологии создававших их живописцев, — делали все эти исследования односторонними, и, поэтому, не давали должного впечатления о старине Костромы.
Между тем, эстетический подход к столь богатому по сюжету, форме и выполнению художественному творчеству, казалось бы, столь естественный и потому скорее всего наиболее нужный и подходящий для уяснения красоты наших древностей – мог бы способствовать и развитию симпатий к этому историческому городу, тогда как одни архитектурные обмеры костромских храмов, по большей части случайные, или только историко-религиозные описания фресок и предметов ризниц, не могли еще способствовать развитию этих симпатий, или хотя бы проявлению желания осмотреть эту старину.
В значительной (почти исчерпывающей) степени изучены были только упомянутые стенописи и ризница Ипатиевского монастыря. Из отдельных описаний храмов сравнительно подробное было составлено для Ипатиевского монастыря, Успенского собора, Богоявленского монастыря и церкви Воскресенья на Дебре. А чудеснейшая по своей архитектурной внешности Троицкая церковь, достойная художественно выполненных обмеров, богатства ризниц и церквей Христорождественской. Богоотцовской, художественное представление соборного Богоявленского храма – этой «барочной» сказки, — оставлены были в литературе до сих пор без всякого рассмотрения.
В данное юбилейное время Кострома становится, несомненно, излюбленным сюжетом всякого рода описаний и, конечно, привлечет к себе внимание и ученых, и исследователей, и издателей всякого рода.
Но назрели новые темы, развивается понемногу и новый угол рассмотрения нашей старины.
Реставрация Троицкого собора и колокольни Ипатиевского монастыря со временем выразится, вероятно, также в виде обширного печатного исследования, которое даст нам новые интересные материалы.
Художественно-археологическое значение Костромы особенно возвышают древности Ипатиевского монастыря, наиболее интересные и художественные из всех костромских церковных древностей. Они занимают вообще видное место в ряду русских древностей и заслуживают подробнейшего изучения.
Вероятно, появятся и новые описания ризницы Ипатиевского и Богоявленского монастырей; конечно будет выпущено в свет и новое историческое сочинение о Костроме, опубликует к юбилею и местная ученая архивная комиссия свои материалы, издадут к этому же времени и труды IV областного Археологического съезда, которые несомненно будут заключать в себе много ценных первоисточников по истории Костромы («Судьба Кремля Костромского»). Откликнутся, вероятно, по случаю трехсотлетия царствования дома Романовых и избрания в Костроме первого царя – и Археологические Институты и Императорская Археологическая Комиссия.
Настоящая же книга в своем стремлении занять скромное, но особое, место среди всех этих богатейших или обширнейших изданий о Костроме и ее старине преследует несколько иные задачи, а соответственно этому и составлена по особой программе.
Содержанием своим, имеющим отчасти и путеводное значение при осмотре на месте памятников Костромской художественной старины, книга эта стремится, главным образом, дать все необходимые комментарии к иллюстрационному материалу, с исчерпывающей, по возможности, полнотой представляющему наиболее интересные церковные сооружения, детали их, предметы внутреннего убранства храмов и их ризниц, и художественные богатства двух славных монастырей костромских.
Включение в программу обзора и памятников гражданской архитектуры Костромы XVIII — XIX веков, вероятно, также сможет поставить это описание на особое место в ряду историко-художественных сочинений о Костроме, так как затронутая впервые эпоха принадлежит к числу таких, на рассмотрение истории сооружений которых вообще до сих пор не обращалось почти нигде никакого художественного или научного внимания (кроме чисто злободневных описаний «открытия», «освящения» или «пожара»).
Отличным от намерений других издателей будет и то стремление, которым полна книга: вызвать симпатии к художественному облику города, к сохранившейся в нем всякой «старинке», к удержавшемуся в Костроме до наших дней бытовому укладу и ко всем деталям жизненного обихода.
Culture and history of Kostroma